nelidova_ng

Category:

Бунт учителей против списков школьной литературы

кадр из фильма "Хамелеон"

Мое сугубо личное мнение: в школе категорически нельзя преподавать серьёзную классику. Толстого, Достоевского, пьесы Чехова, Чернышевского, Гончарова, упаси Бог, Тургенева. От двух последних мне в школе поставили такую мощную прививку, что до сих пор считаю их скучнейшими писателями.

Хотя читала свободно уже в первом классе: всё, что попадалось с картинками. Попался Чехов, "Хамелеон": на рисунке кучка людей и собака. Если бы меня спросили, о чём рассказ, я бы не сказала: о лизоблюдстве, чинопочитании, лицемерии в царской России. Я бы сказала: "О противном дядьке, которого за палец тяпнула бедненькая собачка. За то, что он, противный такой, её "цигаркой в харю". 

Весь рассказ я переживала за собачку и в конце счастливо вздохнула: всё для собачки закончилось хорошо. При чём здесь экзотический тропический зверёк и русская базарная площадь, думала я?   

Это я к тому, что у ребёнка совершенно другое представление о текстах, чем у дядь и тёть из управлений образования.Не надо заставлять старшеклассников "разбирать" "Преступление и наказание" и "Войну и мир". Ибо юных, с бурлящими в них гормонами, учеников в данный момент больше всего интересует: "Почему у меня такая большая грудь?" и "Почему Колька с соседней парты на меня не смотрит?". 

Что из этого получается? Похабные анекдоты про Наташу Ростову и поручика Ржевского.

Нужно-то читать и обсуждать на уроках то, что ребятам интересно, а не то, что требуют в данный текущий политический момент партия и правительство. 

Даже портреты классиков, развешанные в классах, внушали ужас. Не помню, кто из современных писательниц содрогаясь вспоминала Салтыкова-Щедрина с его "бешеными глазами", "белоглазого" Фадеева... Некрасова, который не дай Бог в темноте примерещится с его портретом, более напоминавшим посмертную маску. А ведь я обожала и с удовольствием учила наизусть его стихи и поэму "Мороз-Красный нос".

 Дай-ка припомню навскидку свои книжные предпочтения. Начальные классы: русские народные, зарубежные и национальные сказки - это само собой. "ЧАО-победитель волшебников", "Приключения Карика и Вали" ("В стране дремучих трав"), Детская энциклопедия, Кукрыниксы, "Тимур и его команда", трилогия "Васёк Трубачёв", "Динка" и "Динка прощается с детством",  "Республика ШКИД". "Маленький принц". Сетон-Томпсон с его рассказами о животных, "Ребята и зверята" Ольги Перовской, "Питомцы зоопарка" Веры Чаплиной... И многое, многое другое. У нас дома была хорошая библиотека.

Когда повзрослела, десять раз перечитала очень девичью книгу Александры Бруштейн "Дорога уходит вдаль". Из наших удмуртских: П. Куляшова "Солдатки" и Г. Красильникова "Олексан Кабышев".

Да у каждого в своё время была любимая маленькая "библиотечка". О, тогда мы бы обожали уроки литературы! Вот только надо было зубрить, ненавидя, из учебника про Гаршина и Куприна. "Проходить" классиков. Какова идея произведения, художественные приёмы, детали описания, что авторы хотели сказать, как боролись с царским режимом, бичевали, клеймили... 

Лучшей дискредитации русской литературы было не придумать.Или тому виной неистребимое лизоблюдство, чинопочитание и лицемерие, которое так хорошо описал Чехов в "Хамелеоне"?


 

 

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened